Коновалов Михаил Николаевич

Обследование подводной лодки у о. Змеиный

Несколько слов предыстории.

В 1975 году член нашего клуба Олег Герасимов, в июле месяце, отдыхал на Кинбурской косе, и там познакомился с начальником гидрографической службы военно-морской базы КЧФ города Одессы А. Андреевым.

В результате этого знакомства клубу было сделано предложение о совместной работе по обследованию подводных препятствий, которые обнаруживались гидрографическими судами. Клубом это предложение было принято. Жизнь не заставила себя долго ждать.

20 августа этого же года, поздно вечером, у меня в квартире раздался телефонный звонок. Звонил из Одессы начальник гидрографии. Суть разговора сводилась к тому, что бы группа аквалангистов клуба "Садко", в пятницу прибыла в военный порт г. Одессы на борт гидрографического судна, идущего к острову Змеиный.

Нашему клубу ставилась задача обследовать подводное препятствие, которое ранее было обнаружено гидрографами. Предполагалось, что это препятствие - каменная гряда. Обследование каменной гряды нас мало привлекало, но уговор дороже денег.

Время на сборы - в обрез, следующий день рабочий - пятница. Тут же по телефону обзваниваю членов клуба и комплектую команду из пяти человек, исходя их того, что до Одессы будем добираться на такси.

В эту группу вошли: Виктор Загоруйко, Анатолий Корчагин, Сережа Колобов, Иван Федотов и автор этих строк. После работы, в пятницу 21 августа короткие сборы на такси и в путь.

В 19 часов 30 минут 21 августа мы были уже на борту гидрографического судна.

Сразу же отошли от причала, еще несколько часов хода и наше судно уже в темноте подошло к острову Змеиному. Было ветрено, высота волны более двух метров. Под прикрытием острова стали на якорь. Решено к установленному над препятствием бую, если позволит погода, подойти утром. Утром ветер стих, но волны большие - все же решили идти. Неопознанное подводное препятствие от о. Змеиного находится на расстоянии 5 миль на юго-запад.

От завтрака наша группа вежливо отказалась - предстоят погружения, глубина в районе препятствия - 35 - 40 метров, тщательно готовим свое снаряжение. Погружения будет выполнять с яла, пока находящегося на борту судна.

Вот и буй. Судно становится на якорь, а мы с палубной командой загружаем шестерку нашим снаряжением и вываливаем ее за борт. Операция на большой волне очень ответственная, требует большого внимания и всех наших акробатических способностей. Удачно отваливаем от борта и на веслах подходим к бую, за него же закрепляем шестерку.

Под воду идем парами. В первой паре Виктор Загоруйко и Иван Федоров. Попытка первого погружения оказалась неудачной, пара вернулась на поверхность, не достигнув грунта. Оказалось, Виктор Загоруйко не смог продуться. С Иваном посылаю другого водолаза...под воду идет Сережа Колобов. Проходит 15 - 20 минут и на поверхности появляются оба аквалангиста. Доклад короток. На грунте - подводная лодка. Минуты две в яле тишина, мы оглушены сообщением. Однако нужно продолжать работу. Теперь идти под воду моя очередь. Иду с Володей Перекрестовым. О нем я еще не говорил. Он из Одессы, занимался подводным спортом в морской школе ДОСААФ.

Итак, я иду первым, спусковым концом служит цепь от буя до якоря. Погружаюсь не торопясь, сквозь стаю серебристых рыбных тел, как в аквариуме, вижу грунт, поворачиваю и прямо на расстоянии 5 метров два больших винта подводной лодки. На плечо ложится Володина рука. Показываю ему направление нашего движения. Плывем над корпусом. Кормовой люк открыт, внутри - темнота; вот и рубка, подвсплываем, рубочный люк также открыт. Корпус оброс мидиями. Опускаемся вдоль передней стенки рубки до палубы, на палубе 45 мм пушки. Еще один метр палубы и пустота. Разорванная сталь прочного корпуса уходит вниз вплоть до грунта. Носовая часть лодки оторвана - это I и II отсеки. Мысленно представляем разыгравшуюся здесь трагедию. Подводная лодка, однозначно, наша, средняя лодка "Щ". Когда это произошло? В какое время года? Скольким людям этот взрыв разом оборвал жизнь? Остался ли кто из экипажа в живых? Сделав небольшой круг в районе носовой части, не упуская из видимости подводную лодку, возвращаемся по пройденному пути назад и на резервном воздухе поднимаемся по буйрепу на поверхность. Обмениваемся с ребятами увиденным. У нас есть возможность, по запасам воздуха в баллонах, сделать три погружения.

Снова ветер набирает силу, с волн срывает белые барашки. Под воду идет следующая пара - Иван и Виктор Загоруйко. Ушедшим под воду поставлена задача снять главные размерения подводной лодки. Внутрь заходить запрещено, для этого мы еще не готовы. Задание хлопцы выполнили и у нас появился чертеж положения подводной лодки на грунте.

Обращаем внимание, что гидрографическое судно меняя свое положение дрейфовало по ветру. Последнее погружение в этот день совершаем я и Володя. Мы должны очистить от обрастаний боковую поверхность рубки, может быть удастся прочесть номер. Хотя особой надежды на это у нас нет. Если был номер, написанный краской, то время и вода его уничтожили. Наше предположение подтвердилось, номера мы не нашли. Возвращаясь назад я увидел, что в легкий корпус впился лапами якорь нашего гидрографа, лапы якоря прорезали обшивку. Поднявшись на борт шестерки уходим к гидрографу и преодолев морскую стихию попадаем на палубу судна. Я доложил капитану о результатах нашей работы и сообщил о положении якоря.

Рано утром следующего дня море было намного спокойней. Стали на якорь таким образом, чтобы корма гидрографа находилась в непосредственной близости к борту подводной лодки. На грунт стравливается трос диаметром 22 мм, более 1000 метров. Иду в паре с Сережей Колобовым. Сережа - страхующий. Моя задача - к застрявшему якорю выбрать трос и застроповать за лапы якоря. Сравнительно быстро достигаю цели. Усаживаюсь на якорь и выбираю капроновый проводник, который вторым концом закреплен за трос. Работа тяжелая. Трос спущенный на грунт с гидрографа находится в метрах 70-80 от лодки. Дышать все труднее, но вот и скоба, закрепленная за трос. Больше нет сил, сердце готово выпрыгнуть из груди. Показываю Сереже, чтобы он продолжил работу, а сам плыву к буйрепу. Скорей на поверхность, дыхание сбито, воздуха не хватает. Наконец поверхность, выплевываю загубник, несколько рук выхватывают меня из воды. Дышу, словно загнанная лошадь. На этот раз обошлось. Товарищи с упреком сморят на меня, осуждают, и есть за что. Сережа закончил работу. Якорь из морской глубины поднят. Боцманская команда водрузила его на штатное место. Репутация капитана спасена, а моя пошатнулась.