ДАТНИК

Эскадренный миноносец "ФРУНЗЕ"

/до 1927 года "БЫСТРЫЙ"/

1911 г. /январь/   Принят план строительства флота на Черном море под названием "Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота". В соответствии с ним также планировалась постройка девяти эскадренных миноносцев нового типа.
1911 г. /апрель/   Объявлен конкурс на проектирование эскадренного миноносца 35-узловой скорости для Черного моря. За прототип принят строящийся на Путиловском заводе эскадренный миноносец "НОВИК". В конкурс включился и Путиловский завод.
1911 г. /июнь/   В результате конкурса лучшим признан проект Путиловского завода. 1911 г. /21 июня/ Спущен на воду эскадренный миноносец "НОВИК" - первый эсминец нового типа.
1911 г. /8 августа/   Отдел сооружений Главного управления кораблестроения и снабжении /ГУКиС/ выдал предварительные наряды на постройку эскадренных миноносцев для Черноморского флота Путиловскому. Металлическому, Невскому и Николаевскому заводам
1911 г. /11 октября/   Пять миноносцев Петербургских заводов зачислены в списки флота под следующими названиями: "СЧАСТЛИВЫЙ" /Путиловский/ - он дал название всей серии, "ГРОМКИЙ" и "ПОСПЕШНЫЙ" /Невский/, "БЫСТРЫЙ" и "ПЫЛКИЙ" /Металлический завод/.
1911 г. /3 декабря/   Морской Технический Комитет /МТК/ утвердил чертежи и спецификации эсминцев типа "СЧАСТЛИВЫЙ".
1912 г. /февраль/   МТК и ГУКиС заключило с заводами контракты на постройку черноморских эсминцев
1912 г. /29 февраля/   Администрация Металлического завода сообщила Морскому министерству, что механизмы и котлы для эсминцев "Быстрый" и "Пылкий" изготавливаются, а постройку корпусов осуществляет Путиловский завод.
1913 г. /15 мая/   В Херсон отгружено все оборудование для строительства эсминца "СЧАСТЛИВЫЙ" и более 57 т частей корпуса для эсминца "БЫСТРЫЙ".
1913 г. /10 октября/   Вблизи Херсона на берегу реки Кошевая на верфи Вадона состоялась закладка трех кораблей - "БЫСТРОГО", "ПЫЛКОГО" и "СЧАСТЛИВОГО".
1914 г. /25 мая/   Эсминец "БЫСТРЫЙ" спущен на воду.
1914 г. /декабрь/   Эсминцы "БЫСТРЫЙ" и "ПЫЛКИЙ" перешли в Севастополь на сдаточные испытания.
1915 г. /весна/   Приемная комиссия под председательством контр-адмирала А.А. Белоголового приступила к испытаниям эсминцев "БЫСТРЫЙ", "ПЫЛКИЙ" и "СЧАСТЛИВЫЙ" на Лукулльской мерной миле. В ходе испытаний "БЫСТРЫЙ" так и не смог достичь скорости более 29 узлов, хотя его механизмы развили мощность более 30 тыс. л.с., что соответствовало расчетной 34-узловой скорости.
1915 г. /10 апреля/   На более глубокой мерной миле в районе м. Сарыч "БЫСТРЫЙ" легко развил скорость 29,5 узла при мощности в 21 тыс. л.с..
1915г. /I мая/   Эсминец "БЫСТРЫЙ" поднял флаг и зачислен во второй дивизион минной бригады Черноморского флота.
1915 г.     Участие в минных постановках в районе Босфора и сопровождении линкоров.
1915 г. /5 сентября/   Эсминцы "БЫСТРЫЙ" и "ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ" совместно с подводной лодкой "НЕРПА" разгромили турецкий конвой у острова КЕФКЕН.
1916 г.     Участие в блокаде Угольного района /порт Зунгулдак/.
1917 г. /12 декабря/   Команда "БЫСТРОГО" перешла на сторону Советской власти.
1918 г. /I мая/   Корабль, стоявший на ремонте в Севастополе, захвачен немецкими войсками.
1918 г. /Ноябрь/   "БЫСТРЫЙ" захвачен войсками стран Антанты.
1919 г. /25 апреля/   При отступлении из Крыма интервенты вывели из строя турбины "БЫСТРОГО".
1920-1923 гг.     Эсминец "БЫСТРЫЙ" находится на долговременном хранении в Севастопольском порту.
1923 г.     На заводе им. А. Марти в Николаеве начато восстановление "БЫСТРОГО".
1927 г. /16 декабря/   Эсминец вступил в состав Черноморского флота под названием "ФРУНЗЕ".
1928 г. /май-июнь/   Дружеский визит в Турцию
1929 г.     Дружеский визит эсминца в Италию
1936-1940 гг.     Капитальный ремонт корабля.
1941 г. /22 июня/ 1.15 По распоряжению Народного комиссара ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова на Черном море объявлена оперативная готовность №1
1941 г. /22 июня/ 3.07 В районе главной базы Черноморского флота - Севастополя появились немецкие самолеты предпринявшие попытку сбросить на входном фарватере магнитные мины, однако, встреченные интенсивным огнем нашей зенитной артиллерии, не смогли этого сделать.
1941 г. /22 июня/ 4.14 С Румынского берега начался артиллерийский обстрел портовых сооружений Измаила и кораблей Дунайской флотилии. Открыт ответный огонь. Началась Великая Отечественная война
1941 г. /начало августа/   ФРУНЗЕ", "БОДРЫЙ", "БОЙКИЙ", "БЕЗУПРЕЧНЫЙ", "БЕСПОЩАДНЫЙ", "ДЗЕРЖИНСКИЙ" конвоируют корабли резервного флота, состоявшего из строившихся и ремонтировавшихся кораблей.
1941 г. /13 августа/   Эсминцы "ФРУНЗЕ", "ШАУМЯН", "НЕЗАМОЖНИК", "ДЗЕРЖИНСКИЙ" поочередно ведут огонь по врагу с моря в районе Очакова, Одессы.
1941 г. /23 августа/   "Фрунзе" ведет огонь по селению Чебанка, где располагались подразделения 35-го полка 15-й румынской дивизии
1941 г. /24 августа/   "ФРУНЗЕ" вместе с эсминцами "НЕЗАМОЖНИК" и "ШАУМЯН" осуществляет огневую поддержку Приморской армии
1941 г. /29 августа/   "ФРУНЗЕ", крейсер "ЧЕРВОНА УКРАИНА" и лидер "ТАШКЕНТ" обстреливают с внешнего рейда войска противника в районе деревни ИЛЬИНКА.
1941 г. /29 августа/ 12.58 Снаряд вражеской батареи попал в "ФРУНЗЕ" на стыке борта и палубы. Осколками убит один матрос и четверо моряков ранены, в том числе командир корабля П.А. Бобровников , который не покинул мостика.
1941 г. /16 сентября/   "ФРУНЗЕ" совместно с другими кораблями ЧФ участвует в охранении транспортов перебрасывающих из Новороссийска в Одессу 157-ю стрелковую дивизию.
1941 г. /21 сентября/ 6.00 Эсминец "ФРУНЗЕ" под флагом командующего эскадрой Черноморского флота контр-адмирала Владимирского и командованием командира лидера "ТАШКЕНТ" Ерошенко вышел из Севастополя на Одессу для согласования плана высадки десанта в районе села Григорьевки.
1941 г. /21 сентября/ 14.00 В районе Тендровской косы сигнальщики "ФРУНЗЕ" обнаружили горящую канонерскую лодку "КРАСНАЯ АРМЕНИЯ". При оказании помощи канлодке "ФРУНЗЕ" атакован пикировщиками Ю-87 и вступил в бой.
1941 г. /21 сентября/ 15.30 Получив ряд попаданий в ходе боя с немецкой авиацией выбросился на мель в районе Тендровской косы. Буксир "ОП-8", находившийся в этом районе снимает с полузатопленного эсминца оставшихся в живых моряков.
1941 г. /21 сентября/ 16.00 Буксир "ОП-8" имевший на вооружении лишь два пулемета подвергся атаке нескольких самолетов. В результате прямого попадания авиабомбы в машинное отделение буксир опрокидывается на правый борт и быстро тонет. Все, кто не был ранен, направляются вплавь к Тендровской косе и попадают под пулеметный огонь немецких самолетов. Торпедный катер прибывший с Тендры снимает с частично выступающего над водой "ОП-8" тяжелораненых и доставляет на берег. Из команды "ФРУНЗЕ" спаслось 110 человек, погибло около 50.
1941 г. /22 сентября/ 1.30 Началась высадка Григорьевского десанта. Десант во взаимодействии с сухопутными войсками разбил группировку противника, занимавшего позиции к востоку от Одессы, тем самым значительно облегчив положение осажденного города.
1941 г. /24 сентября/   Военные водолазы обследуют погибший эсминец "Фрунзе", мачты, дымовые трубы и надстройки которого выступают над водой. Цель обследования - изъятие секретных документов. Обследованы каюта командира, штурманская рубка, радиорубка. Документы были найдены по правому борту в районе мостика в наволочке к которой был привязан груз.
1948 г. и 1952 г.     Предприняты подводные обследования эсминца водолазами АСПТР.
1963 г. /лето/   1-ая Украинская Подводная экспедиция организованная киевскими аквалангистами предпринимает поиски ЭМ "Фрунзе". В экспедиции принимают участие и садковцы.0днако из-за плохих погодных условий отыскать эсминец не удалось.
1965 г. /21 августа/   Одна из первых экспедиций клуба "Садко" увенчалась успехом - "Фрунзе" обнаружен! С кормового подзора затонувшего корабля демонтированы бронзовые буквы названия "ФРУНЗЕ" и звезда с серпом и молотом, найден 127-мм компас запасного командного пуста.
1970 г. /20 августа/   Новая экспедиция клуба "Садко" на ЭМ "Фрунзе". Начаты планомерные работы по поиску судовых документов в районе кают комсостава. Обнаружен сейф комиссара эсминца - Д.С. Золкина.
1970 г. /19 сентября/   Проведены работы по вскрытию боевой рубки эсминца. В днище рубки прорублено прямоугольное отверстие 500х1000 мм, через которое удалось проникнуть в середину. Демонтирован штурвал эсминца. Более детальное обследование рубки произвести не удалось из-за нехватки сжатого воздуха.
1970 г. /20 сентября / 13.20 По левому борту эсминца был найден второй сейф прижатый куском борта с иллюминаторами. Сейф принадлежал начфину корабля, в нем обнаружена крупная сумма советских денег времен войны. По раздаточным ведомостям денежного довольствия и другим документам найденным в сейфе членами клуба составлен полный реальный список личного состава эсминца. Он передан в Центральный Военно-морской архив.
1971 г. /5 июля,1 августа/   Очистка от обрастания носового 102-мм орудия главного калибра, разболчивание основания, работа по подъему орудия. Поднятое орудие установлено в Очаковском музее.
1971 г. /3 сентября - 1 ноября/   На Тендровской косе построен памятник морякам эсминца "Фрунзе". В основе памятника - один из якорей корабля весом 1000 кг.
1973 г.     Экспедиция клуба "Садко" в которой принимали участие и аквалангисты из томского клуба "Скат" подняла два кормовых 102-мм орудия главного калибра эсминца. Оба орудия доставлены в Николаев и установлены в Музее Судостроения и флота.
1997 г. /август/   После долгого перерыва клуб "Садко" проводит новую экспедицию на "Фрунзе". Найден штурвал аварийного рулевого устройства корабля, множество других интересных находок.
1998 г. /август/   Очередная экспедиция на ЭМ "Фрунзе". Цель экспедиции - подъем на поверхность боевой рубки эсминца и ее обследование на воздухе. Операция по подъему блестяще завершена - рубка доставлена на мелководье в Тендровский залив. В ходе работ на затонувшем эсминце найден третий сейф - особиста корабля. В сейфе сохранилось множество бумаг - в том числе дневник хозяина сейфа.
 
e-mail:mail@sadko.mk.ua