|
|
***
1 мая 1915 года поднял флаг
эскадренный миноносец Черноморского флота "Быстрый", унаследовавший
название небольшого миноносца, погибшего у берегов Кореи в русско-японскую
войну.
Эсминцы типа "Счастливый",
к числу которых и относился "Быстрый", составили серию так называемых
"Черноморских Новиков". "Быстрый" строился Санкт-Петербургским
Металлическим заводом, затем в разобранном виде доставлялся
в |
|
Херсон, на верфь Вадона,
где производилась его окончательная сборка. |
Эсминец был вооружен тремя 102-мм
орудиями, двумя пулеметами и пятью двухтрубными торпедными аппаратами.
Кроме того, корабль принимал на верхнюю палубу до 80 якорных мин заграждения.
Максимальна скорость, развиваемая эсминцем, составила 32 узла. |
После подъема Андреевского
флага "Быстрый" зачислили во 2-ой дивизион минной бригады Черноморского
флота, в составе которого он и вступил в 1-ую мировую войну.
В ходе боевых действий черноморские "Новики", обладая большой
автономностью, крейсировали у Турецких берегов, |
|
|
действуя на морских коммуникациях противника. Так
в сентябре 1915 года, эсминец "Быстрый", в составе отряда обстрелял
у острова Кефкен турецкий конвой, состоящий из крейсера "Гамидие",
Эсминцев "Нумуне", "Муавенет" и четырех транспортов. Меткий огонь
русских комендоров вынудил турецкие военные корабли спасаться бегством,
бросив транспорта на произвол судьбы.
"Быстрый" участвовал и в минных
постановках. На этих минах подорвался турецкий транспорт "Патмос".
Решительные действия черноморских "новиков" значительно ухудшили снабжения
турецкой столицы и других портов углем и продовольствием, тем самым,
ухудшив общее положение воюющей Турции. |
|
В ходе кампании "Быстрый" и другие однотипные эсминцы показали
достаточно высокие ходовые, мореходные и боевые качества. Имея
плавную качку, эти миноносцы могли вести прицельный огонь даже
в весьма свежую погоду. И поэтому в 1916 году "Быстрый" модернизировали,
увеличив угол возвышения 102-мм орудий, что повысило дальность
стрельбы до 72 кабельтовых; установили два 47-мм зенитных орудия.
Вскоре в России вспыхнула
революция. Команда "Быстрого" перешла на сторону Советской власти
12 декабря 1917 года. Но Первая мировая по-прежнему продолжалась.
В начале 1918 года Кайзеровская армия быстро продвигалась вглубь
Украины. 25 апреля немцами был захвачен Симферополь, и Германское
командование предъявило Советскому правительству ультиматум,
о сдаче Черноморского флота, находящегося в |
|
Севастополе. В это время "Быстрый" находился в Севастополе
на ремонте. 29 апреля, по приказу командующего флотом контр-адмирала
М.П. Саблина, на линейных кораблях "Воля" (бывший "Император Александр
III"), "Свободная Россия" (бывший "Императрица Екатерина II"), и на
некоторых эсминцах, в числе которых был и "Быстрый", были подняты
сине-желтые флаги Центральной Рады. В тот же день, судовые команды,
находившихся в Севастополе кораблей, приняли решение уходить в Новороссийск,
чтобы избежать их захвата немцами. 30 апреля в Новороссийск ушли последние
корабли, в Севастополе остались только корабли, не имевшие хода -
среди них был и "Быстрый". Таким образом, брошенный эсминец захватили
сначала немцы, затем англо-французские интервенты. Последние, отступая
в 1919 году из Крыма, вывели из строя турбины "Быстрого". В таком
виде |
|
его и нашли у стенки Севастопольского
завода в 1920 году. В 1927 году "Быстрый" был восстановлен в
Николаеве на заводе им. А. Марти. Двухтрубные торпедныеаппараты
заменили тремя трехтрубными, на месте кормового установили четвертое
102-мм орудие; 47-мм зенитные пушки заменили 76-миллиметровыми.
После ремонта он присоединился к дивизиону эскадренных миноносцев
Черноморского флота уже под названием " Михаил Фрунзе", в честь
полководца гражданской войны. |
|
|