***

     Иногда доходило до анекдотов. Известен случай, когда некая компания, будучи "навеселе", несколько часов упорно шла вперед по кольцевому участку тоннеля, примыкающего к подвалу дома. Впоследствии участники этого марафона рассказывали о многокилометровом тоннеле.

Вход в "МЫШЕЛОВКУ" из колодца

     Работая с устной информацией участники экспедиции, встречаясь с друзьями и знакомыми, рассказывали о катакомбах и своей работе, и в конце концов, через какое-то время стали узнавать свои рассказы в несколько искаженном виде, часто с додуманными деталями. Таким образом, круг замкнулся. Наши рассказы к нам же и вернулись, и это притом, что какая-либо новая информация перестала появляться. Логично будет предположить, что к 90-м годам тоннели стали практически недоступны, что и вызвало истощение этой темы в фольклоре города. Отталкиваясь от этого Андреем Майстренко была проведена работа в архивах Николаева, и в результате обнаружились интересные факты.
      Как выяснилось, за время существования советской власти как минимум дважды предпринимались попытки докопаться до сути: 20-е годы- были проведены исследования подвалов с прилегающими к ним участками тоннелей, часть планов сохранилось по сей день; 1956 год - крупная экспедиция, организованная военным флотом, под руководством инженера Алексеева исследовала немалую часть подземных сооружений, и была составлена примерная карта,(см. рис. 1), из которой протяженность  ходов  под землей оценивалась несколькими десятками километров. К сожалению, кроме карты, никаких других материалов по этой экспедиции найти не удалось. Любые документы, касающиеся катакомб, почему-то не сохраняются и исчезают в недрах архивов без следа.
 
Так называемая карта  АлексееваКликни здесь, чтоб рассмотреть покрупнее

 Рисунок 1. Карта подземных сооружений Николаева


      К другим фактам, подтверждающим, к сожалению косвенно, наличие под городом многочисленных подземных  ходов, можно отнести:
  1. Многочисленные провалы грунта в пределах старого города, в некоторых провалах прослеживается каменная кладка арочной формы.

  2. Многочисленные повреждения зданий из-за провалов грунта. Сюда же относятся сведения, полученные от строителей о том, что под фундаменты многих домов
    Константин Михайленко в тоннеле под зданием бывшего морского собрания
    приходилось заливать многие машины жидкого стекла, бетона и др. для того, чтобы заполнить колодцы, отрезки тоннелей, огромные подвалы и просто пустоты, которые трудно достоверно идентифицировать с искусственными.

  3. Имеются документальные сведения о добыче непосредственно под городом, причем в больших количествах, строительного камня с помощью наклонных шахт и колодцев.

  4. Участники исследовательской экспедиции 1992-93 годов видели на втором ярусе подвалов бывшего здания флотских казарм вентиляционные шахты, уходящие вглубь.

  5. До сего дня существует колодец и участок тоннеля на глубине 14 метров и длиной около 200 метров в здании бывшего Морского собрания.

     Таким образом, с большей долей достоверности можно считать, что искусственные подземные сооружения большой протяженности существуют, и это вызывает к жизни массу других загадок и проблем.
   
 

"КЛАДБИЩЕ  НАДЕЖД", вид изнутри

 

      Самая интересная и не имеющая пока ответа: зачем провинциальному городу, к тому же возрастом всего 200 лет, такая обширная система подземных коммуникаций? Кто ее построил и когда? Сохранились документы о добыче камня в черте города для строительства зданий путем наклонных шахт, и о строительстве в 1820-1830 годах самотечного водопровода по проекту и под руководством А. Рокур де Шарлевиля. Однако водопровод составляет лишь часть, к тому же небольшую от всей системы тоннелей, которыми, как паутиной исчерчена карта Алексеева. Суммарная их протяженность составляет более 20 километров (это только те тоннели, существование которых Алексеевым установлено), следовательно, объем вынутого грунта должен составлять около 40 тысяч кубических метров. Столь масштабные работы при технике того периода требовали немало времени и рабочей силы и должны были зафиксироваться в устной истории города, однако, молва упорно толкует катакомбы как некую данность. Может быть к моменту основания Николаева они уже были, и их только "модернизировали"? Привели, скажем так, "в соответствии с требованием текущего
   
 

Остатки деревянного желоба на дне тоннеля под зданием бывшего Морского собрания

 
момента"? Ответа нет.
      С водопроводом связана и еще одна загадка. Документы, найденные известным Николаевским краеведом Ю.С. Крючковым, свидетельствуют о том, что внутри галерей водопровода проходили керамические трубы, которые, будучи сделаны из некачественной глины лопнули под напором воды. Логично предположить, что должны остаться какие-то следы этих труб, однако ни Алексеев, ни мы не нашли ни кусочка керамики! Есть только остатки деревянного желоба, который был уложен вдоль одной из стен, и абсолютно ничего, даже отдаленно напоминающее трубы или их фрагменты. Где же они? Вопрос конечно интересный... Но значительно интересней вопрос, что за тоннель в сторону Херсона, о котором пишет в своей докладной в городское управление архитектуры в 1954 году геодезист Матвеев. Он прошел по нему 2 километра, по колено в воде и вернулся обратно, не рискнув продолжить путь. К большому сожалению, найти этого человека не удалось. Не удалось связаться и с родственниками инженера Алексеева, у которых возможно сохранились материалы его исследований.
 
Скибон Мих. Ник. КоноваловАндрей МайстренкоКостя МихайленкоБрат жены МНСа
Участники подземной экспедиции

      Логическим продолжением предыдущих попыток поиска истины стало создание в 1992 году решением Николаевского горисполкома научно-поисковой экспедиции по обследованию подземных сооружений на базе клуба подводного поиска “Садко”. Основная заслуга в создании экспедиции принадлежала архитектору старого города Т. Поповой, она же и курировала работу поисковиков. Группу инженерного обследования возглавил М.Н.Коновалов, опытнейший инженер-строитель. Кроме того, в группу вошли Андрей Майстренко, Константин Михайленко, Виталий Еремеев и автор этой статьи. Нашей задачей было обследование искусственных и естественных пустот под землей, составление планов, геодезическая съемка и проверка легенд и рассказов. Мы повторили путь инженера Алексеева, но в гораздо худших условиях: время не жалует даже пирамиды.
 

Обходной лаз над бетонной пробкой в тоннеле под зданием бывшего Морского собрания. Справа видна кладка свода

 
         Состояние тоннелей исключительно плачевное, наиболее хорошо обследованный нами участок тоннеля под зданием Морского собрания нам пришлось откапывать очень долго, глина, в которой был прорыт тоннель, подмываемая грунтовыми водами, разрушала кладку и образовывала многочисленные пробки. Протяженность одной из них составила 15 метров. В конце концов, более-менее расчистив около 200 метров тоннеля, мы уперлись в непроходимые завалы, каменная кладка свода и стены были разрушены полностью, а на одном из участков тоннеля арочный свод под давлением породы стал плоским. Анализ воздуха, взятого в тоннеле, показал недостаток кислорода и большое количество углекислого газа, что постоянно вызывало у нас головную боль. Эти показатели дают полное основание предполагать, что тоннель надежно изолирован от внешнего мира и абсолютно не вентилируется. Мы прекратили работу в нем.
      Десятки обследованных подвалов, засыпанных колодцев, провалов грунта наводят на неутешительную мысль, что катакомбы Николаева в скором времени будут безвозвратно потеряны.
     Не ограничивая себя рамками ортодоксальных представлений о мире, мы собирали и анализировали информацию, которая не поддается однозначной интерпретации с рациональной точки зрения. Работая с биолокаторщиками, мы столкнулись с интересным фактом: "лозоходцы" фиксируют тоннель, дают его основные параметры, глубину и ширину, а контрольный шурф показывает его полное отсутствие. Причем нет даже следов. В трех случаях из трех - полный провал. Можно предположить, что все это случайность, но происходило это в разных районах, подтверждалось несколькими биолокаторщиками и кроме того, представьте, что вы несколько раз подбросили монету и она столько же раз упала "орлом" вверх (Попробуйте, это весьма редкий случай).
      Таким образом, напрашивается мнение, что здесь что-то не то. Неверна методика? Но люди ищут данным способом воду, руду и пустоты не одну сотню лет. Некомпетентность "лозоходцев"? Но эта группа успешно работала в Киеве и еще в нескольких городах Украины. Значит, эта техника не работает именно в Николаеве и именно в применении к местным подземным сооружениям.

   
 

Мих. Ник. Коновалов ("ДЕД") в катакомбах

 

      В связи с этим можно вспомнить два случая, когда люди не заинтересованные в фальсификации и которых трудно заподозрить в способности принять "липу" глубиной два метра за длинный тоннель, давали нам информацию, мы ее проверяли и... не находили ничего.
      В последнем по времени случае совпали семь признаков из восьми. Этим восьмым как раз и был тоннель. Мы нашли крестообразный подвал в старом доме, в котором некоторое время хранились архивы одной организации. Разговаривали с людьми, которые работали там. Они подтвердили, что в подвале находили змей (это в центре-то города!), на известняковой стене подвала - глубоко процарапанная надпись "ход" и стрелка, указывающая направление. Совпало все, в том числе и направление стрелки с описанным направлением тоннеля. Раскапываем завал в левом крыле подвала и натыкаемся на аккуратно оборванную кладку и материковую породу за ней. Материал, найденный в завале позволяет датировать его не позже 40-х годов нашего века.
      Человек, работавший в этой организации и видевший тоннель, ушел на пенсию и найти мы его не смогли. Все это выглядит весьма странно. Тогда родилась гипотеза о "мерцающих тоннелях", которые появляются только при определенных условиях, нам не известных. Киевские биолокаторщики рассказали нам, что древние при строительстве подземных ходов применяли разного рода заговоры. Например, "запасной выход" из крепости заговаривался таким образом, чтобы непосвященный не мог его обнаружить. Был также заговор "отвода глаз", который действовал наоборот: "видит око, да зуб неймет". Так не имеем ли мы дело с чем-то подобным? "Лозоходец" видит тень тоннеля, но самого тоннеля нет. Может быть, такие тоннели существуют не только в нашем мире, но и в сопряженном? И может даже и не в одном? И при определенных условиях они могут соединять миры? Своего рода "кротовые норы" современной астрофизики в буквальном смысле.

***

 

Константин Михайленко на участке тоннеля, называемом "МЫШЕЛОВКА"

 

     Маслянисто блестящий изгиб телефонной трубки возле уха Андрея, обыденно-спокойный обмен фразами:
     - Прошли "мышеловку". Все в норме. Идем дальше.
     - Добро. Поняли.
     Снова шагаем в глубину. Десять шагов, становимся на четвереньки, пол повышается серым полотном бетонной пробки. Ложимся, совсем узко - впереди семь метров обходного лаза. Извиваясь всем телом, ползу вперед, ввинчиваясь в узкий изгиб. Пульс грохочет в висках, выдавливая испарину на лбу. Прямоугольное отверстие в
   
 
 

Мы идем на работу

сводчатом потолке - ближе, ближе. Протискиваю плечи, толчок ногой - и плавное скольжение по бетонному склону в шорохе каменного пролива.
     Воздух катакомб - плотен и тяжел. Он видим. Он - туман, который мы втягиваем в свои легкие, прислонившись к стене. В темноте он - морская вода ночью, при свете фонарей- ночной туман, пронизанный виснущими со сводчатого потолка прозрачно-белыми тонкими корнями, унизанными сверкающими каплями влаги.
      Пятно света натекает на коричневый оскал, пустые глазницы втягивают свет - собачий череп на мокром известняке, блестящий кирпич второго телефона - все в неуловимом монолите сырой темноты.
                                                     

в начало дальше  |  ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД