12 июля около восьми вечера мы вышли из Очаковского порта и взяли курс на остров Тендра. С нами шел и "Дельфин", на борту которого находилось около двадцати мальчишек 8-9 классов. Всю зиму и весну они изучали теорию легководолазного дела и теперь впереди у них практические погружения в районе Тендры на затонувшие корабли.

В 23-00 прибыли на место нашей стоянки, ошвартовались около притопленной баржи на которой красовались надписи: "не шуметь", "не швартоваться". Здесь, в этой барже, изучали жизнь и поведение дельфинов, но сейчас из-за отсутствия рыбы дельфины перебрались куда-то в другое место и от бывшего дельфинария остались только надписи и баржа, которая служила нам верой и правдой, защищая от волн и ветра.

После ночного перехода мы сладко спали, каждому что-то снилось и вдруг утром эти физкультурники включили радиомегафон и устроили побудку молодняку, а поскольку мы стояли борт-о-борт, поневоле проснулись и мы, конечно, злые как черти, ведь нам можно было поспать еще с полчасика. Но утро было чудесное, с голубого неба радостно светило солнце и ветра не было. Это сразу же успокоило и мы даже сделали физзарядку.

Сразу же после завтрака мы целый день занимались тралением в паре с "Дельфином" - искали буксир "Тайфун". Этот буксир, погибший у Тендры осенью 1941 года, знаменит тем, что до войны дважды, в 1938 и в 1939 годах доставлял на буксире из Одессы плавучие доки во Владивосток и Петропавловск-на-Камчатке. Но все наши попытки найти буксир не увенчались успехом и хотя на морской карте и стоит условный знак, но нам не повезло, не нашли. Зато целый день перед глазами была Тендра, которая представляет собой длинную, узкую косу длиной около 120 км и шириной до километра. История не обошла стороной и Тендру.

Еще древнегреческий географ Полибий писал: "что напротив устьев Истра (нынешний Дунай), в открытом море, на расстоянии дня пути от материка, находится наносная коса, которую моряки называют "Груди", длиной почти в тысячу стадий, о которую моряки иногда ночью, не замечая ее, разбивают корабли".

А в XIX веке лоция Черного моря писала почти тоже: "Чрезвычайно низменное положение острова Тендра делает её крайне опасным для мореплавателей. При западных ветрах судно придя на параллель Днестра, быстро отбрасывается к востоку и, продолжая курс, встречает тендровский маяк, тогда как ожидает увидеть огонь одесского маяка. Если это случится в мрачность днем или ночью, то судну грозит немедленная гибель, только один лот может указать опасность, и те, которые забывают про него, терпят крушение на Тендре... что не только нет другой подобной местности в Черном море, да и в других морях вряд ли сыщется по той опасности, которую она представляет".

Но не только знаменита Тендра кораблекрушениями. 18 июня 1788 года, в день Очаковского сражения, 36 кораблей вышли из Севастополя и взяли курс к Днепровско-Бугскому лиману. В пути эскадра была задержана встречным ветром и лишь через десять суток смогла достичь острова Тендра. Навстречу ей от Очакова двигался турецкий флот. Адмирал Гассан-паша, получивший донесение о приближении русской эскадры из Севастополя, сразу же принял решение дать ей сражение. Турецкий флот был замечен с кораблей севастопольской эскадры к вечеру 29 июня. С русских кораблей насчитали 45 турецких кораблей, к которым впоследствии прибыло на подкрепление еще несколько боевых кораблей. Против двух русских линейных кораблей Гассан-паша располагал 17 линейными кораблями. Весьма значительное превосходство противника было и в артиллерии: турки имели более 1500 орудий, а русские всего : лишь 500 орудий. Русскую эскадру возглавлял капитан бригадирского ранга Ф.Ф.Ушаков. После нескольких дней маневрирования эскадры, наконец вступили в бой, в результате которого Гассан-паша вместе с остатками своей эскадры бежал в Константинополь. Это было боевое крещение русского флота на Черном море.

А грозной осенью 1941 года Тендра опять стала иметь большое стратегическое значение. Фашисты уже прорвались в Крым, Одессу снабжать можно было только с моря и Тендра стала на защиту города-героя. Ведь советские войска на Тендре не давали фашистам полностью блокировать Одессу. Гарнизон сражался мужественно, а ведь на этой косе нет ни одного дерева, лишь изредка можно где-либо увидеть одинокий кустик. Грунт - песок и ракушка, окоп здесь не выроешь и все-таки гарнизон сражался, и не дал фашистам ступить на Тендровскую косу.

И как память мужеству и геройству погибшим морякам и солдатам Тендровского гарнизона стоит памятник павшим бойцам, поставленный руками молодых парней, наших сверстников из Николаева и Одессы.