8 июля рано утром мы прибыли к бую, отмечающему место гибели "Фрунзе". Толя Копыченко и Виктор Кудряшов оделись и ушли под воду, чтобы закрепить к эсминцу ходовой конец, по которому можно было бы ориентироваться и подниматься на поверхность. Пробыли они под водой около сорока минут, но за это время волнение увеличилось, и пришлось уходить в Тендровский залив, это решение было, как нельзя во время, так как разыгрался сильный шторм, но мы все-таки успели уйти вовремя.

9 июля мы опять в море. День оказался довольно хорошим, и все в этот день ходили под воду. В этот день мы также наблюдали два интересных зрелища. Первое из них случилось рано утром, во время перехода из Тендровского залива к "Фрунзе". Нас минут пять сопровождали два дельфина, выпрыгивая из воды в каких-нибудь трех-четырех метрах от правого борта.

Второе зрелище случилось позже. Мы как раз кончали завтракать и вдруг заметили километрах в десяти столб смерча. Смерч шёл навстречу, и было хорошо видно кругообразное движение этого необыкновенного явления природы. Изогнувшись, нижний конец воронки шел по морю, а вокруг разлетались тучи брызг, как от взрыва. Срочно был объявлен аврал, все, что могло быть унесено с палубы спешно крепили и прятали по кубрикам. Но смерч, дойдя до Тендры, поднял огромную тучу пыли и рассеялся.

Ну вот мы и на "Фрунзе". Время и море совсем разбило его корпус. Хотя глубина здесь и достигает 12 метров, но во время штормов на такой глубине ощущается сильное волнение. И корпус "Фрунзе" разламывается и уходит в грунт, уходя все глубже и глубже. Ориентироваться в обломках, да еще при плохой прозрачности воды трудно. И все-таки нам повезло. В районе камбуза мы нашли 6 фарфоровых целых тарелок и под слоем ракушек сохранилось даже название фабрики в г. Дулёво, сорт № 3.

В этот же день нам повезло и в работе. Удалось отвернуть шестнадцать гаек со шпилек, крепившие лафет носового орудия главного калибра к палубе "Фрунзе".

После обеда, во время адмиральского часа наш капитан рассказал нам историю эсминца.

В 1916 году эсминец был построен и под названием "Быстрый" вступил в строй действующего Черноморского флота, а в 1918 году, когда немцы угрожали захватить наш флот, по приказу В.И. Ленина был потоплен с большой группой других кораблей. Посла окончания гражданской войны, когда страна приступила к восстановлению флота, эпроновцы подняли эсминец и после ремонта, под советским флагом и под названием "Фрунзе" эскадренный миноносец начал нести боевую службу по охране молодой Советской республики.

С первых дней войны "Фрунзе" в боях. Одесса в огненном кольце, наше командование разработало план высадки десанта под Одессой и эсминец доставлял к месту боевых действий шифры, планы и другую военную документацию. Это было 21 сентября 1941 г. Около двух часов дня "Фрунзе" проходил район острова Тендра. На море штиль, на небе ни облачка. Вскоре сигнальщики обнаружили невдалеке канонерскую лодку "Красная Армения", которую бомбил немецкий самолет. Командир эсминца изменил курс и пошел на сближение с канонеркой. По самолету открыли огонь шрапнелью из 102-мм орудий. К этому времени "Красная Армения" потеряла ход и горела.

Находившийся на борту "Фрунзе" командующий эскадрой контр-адмирал Л.А.Владимирский передал по семафору на проходивший поблизости буксир "ОП-8":"подойти к канонерке, тушить пожар", а командиру эсминца приказал спасать плававших невдалеке людей. С "Фрунзе" уже спустили шлюпку, но в это время было обнаружено девять вражеских самолетов Ю-87. Оставив шлюпку, эсминец отошел в сторону моря и, увеличив ход до полного, открыл огонь по самолетам. Перестроившись в цепочку, Юнкерсы с высоты 2500-3000 метров начали пикировать на "Фрунзе" под углом 60-70 градусов, сбрасывая по две-четыре бомбы. Корабль уклонялся поворотами в сторону самолетов, следуя ходом 23 узла. Одна из первых бомб разорвалась у борта эсминца около мостика и разрушила его переднюю часть. Были убиты комиссар корабля - батальонный комиссар Д.С.Золкин и начальник оперативного отдела штаба Одесского оборонительного района капитан первого ранга С.П.Иванов. Ранения получили все находившиеся на мостике, в том числе Владимирский. Тяжело раненый командир корабля - капитан третьего ранга В.Н.Ерошенко стал выполнять обязанности еще более тяжело раненого рулевого. Вращая штурвал здоровой рукой. Ерошенко, продолжал уклоняться от атак самолетов.

При последней атаке юнкерсов бомба попала на палубу эсминца рядом с орудием. Корабль получил дифферент на корму. Руль заклинило на правом борту. Рулевое управление, машинный телеграф и правая машина вышли из строя. Эсминец, у которого работала только одна машина, начал описывать циркуляцию вправо, в течение 25-30 минут. Аварийные группы корабля сразу же приступили к исправлению повреждений. Командир электромеханической боевой части - воентехник второго ранга В.Д.Зызак организовал голосовую связь цепочкой, по которой Владимирский передавал с ходового мостика команды в машинное отделение. К половине третьего была введена в строй правая машина.

Вследствие выхода из строя машинного телеграфа и телефонной связи, командир корабля перешел с ходового мостика на верхнюю палубу и отсюда давал команды непосредственно в машинные люки. "Фрунзе" направился к Тендре. Около трех часов дня "Фрунзе" опять атаковали девять юнкерсов. Одна из бомб попала в палубу - возник пожар. И тут же последовал приказ затопить носовой погреб. Вторая бомба, разорвавшись у левого борта, вызвала резкое, до 40 градусов, увеличение крена. Эсминец оказался в критическом положении и мог отражать налет бомбардировщиков только пулеметным огнем. Боезапас 45-мм калибра был полностью израсходован, носовой и кормовой погреба затоплены, а три орудия системы "Лендера" (Англия) заклинило. Не встречая противодействия, самолеты снизились до 600-700 метров.

Во избежание опрокидывания корабля его вывели на мелкое место (т.е. 10-12 метров). Когда самолеты улетели, к эсминцу подошел буксир "ОП-8". По приказу Владимирского моряки стали переходить на буксир и переносить раненых. Были подняты на борт так же все, кто оказался в воде. Приняв экипаж "Фрунзе", буксир направился к Тендре, но около четырех часов дня буксир "ОП-8", имевший лишь два пулемета, подвергся атаке самолетов. Из 12-15 сброшенных бомб одна попала в корму. Буксир стал оседать в воду, а затем перевернувшись левым бортом, лег на дно. Все кто был не ранен, поплыли к берегу, до которого оставалось не более 300 метров. Но их продолжали обстреливать из пулеметов немецкие стервятники. Вот что рассказал нам капитан.

10 июля под воду ушла одна пара: Валера Черный и Паша Реттер. Они застропили пушку, подцепили ее крюком с понтона и мы, вшестером, начали крутить ручную лебедку. Пушка с лафетом и станиной весила наверно тонн десять. Работать было трудно еще и потому, что наш понтон на волнах подскакивал как поплавок, а пушка на тросах все время закручивалась и, наконец, совсем запуталась. Так и пришлось буксировать пушку, которая под днищем висела на глубине пяти метров, и вот еле-еле ползем с понтоном на буксире в залив. Оставили на понтоне на всякий случай Колю Иванищенко и Толю Поправко. После обеда мы с Володей Крюковым сменили понтонщиков и следили до самого конца перехода за пушкой, на следующий день пошли к плавкрану, чтобы он помог перегрузить нам пушку на понтон. Во время перехода занимались генеральной уборкой, освобождая место под пушку. И вот пушка лежит на понтоне.

Сняли мы и несколько иллюминаторов. Капитану, как всегда, опять везло, он нашел уже третий сейф. Но когда вскрыли, ничего не нашли, так как за тридцать лет бумага превратилась в кашицу.

Последние приготовления перед переходом в Очаков - перемещаем груз, чтобы выровнять понтон. Тем временем капитан и Паша Реттер очистили затвор от ракушек и мы смогли прочитать, что пушка изготовлена в 1925 году на заводе "Большевик" в городе Обухове. Вес ствола - 170 пудов 30 фунтов, вес затвора - 3 пуда 18 фунтов.

Все поднятые нами реликвии в дальнейшем будут переданы в музей Краснознаменного Черноморского флота в городе Севастополь.

И вот мы идем опять в Очаков, позади остался "Фрунзе".